ОДИН ИЗ ПЯТНАДЦАТИ ИЛИ «ОНИ ЖИВУТ СРЕДИ НАС?»

Состоялась передача информационного стенда «Историческое место» Малмыжскому краеведческому музею.

17 мая 2023 г. Балтасинский район Татарстана провёл смелое и беспрецедентное мероприятие, привлекшее к себе внимание широкой общественности.

Прошло уже более ста лет с того дня, когда на окраине города Малмыж Вятской губернии произошли трагические события, о которых местные жители помнят до сих пор. В начале мая 1919 г.  здесь на берегу реки Вятка без суда и следствия расстреляли 15 священнослужителей. Это были самые авторитетные имамы окрестных деревень и один православный батюшка. Никакой вины им предъявлено не было. Они не были замечены ни в чём противозаконном. Противоправным и противозаконным было само их убийство. Шла гражданская война, и эта казнь – олицетворение этого страшного явления, когда можно убивать, руководствуясь лишь настроением сегодняшнего дня. На месте гибели «служителей культа» общественностью Балтасинского района было решено поставить памятный знак, напоминающий всем о жестокостях гражданской войны и о бесчисленных смертях, которые она с собой несёт. Пока это не настоящий памятник, а лишь информационный щит на русском и на татарском языках, возвещающий о том, что Вы находитесь на «историческом месте».

Сегодняшний Малмыж производит впечатление города, хранящего историю прошлых лет. Краеведческий музей, находящийся в красивом здании, располагает богатым историческим фондом, который должен пополниться информацией о том страшном дне.

Казань с интересом отнеслась к информации о предстоящем мероприятии, которое должно было охватить Балтасинский район и окраину Кировской области, к которой с 1929 г. стал относиться город Малмыж. Однако, так совпало, что, проходившее в эти дни событие международного значения приковало внимание столицы Татарстана. Многие из тех, кто хотел и должен был почтить память земляков в Малмыже, были заняты актуальными проблемами современности на экономическом форуме «Россия – исламский мир».

Несмотря на некоторые, связанные с этим неудобства, «Малмыжский форум», совсем другого формата и другой направленности, состоялся в назначенный срок и прошёл строго по намеченному распорядку. В музее Малмыжа собрались уважаемые хазраты, представители Духовного управления мусульман РТ, актив Совета старейшин Балтасинского района «Аксакаллар Шурасы», руководство Балтасинского района РТ, руководство краеведческих музеев района, потомки тех, кто стал жертвой  того безумия, которое несла с собой гражданская война, потомки очевидцев тех трагических событий, представители прессы и все те, кто не смог пропустить это значимое для всех нас событие.

Инициатором мероприятия стал Рафхат Шакурович Зарипов, историк села Тюнтер Балтасинского района РТ. Бывший директор школы, он с давних пор интересуется историей своего края, радеет за сохранение памяти о славных делах своих земляков.

Рафхат Зарипов подготовил к изданию несколько книг, основанных на документальных свидетельствах славного прошлого деревни, собрал ценные экспонаты для будущего музея медресе и мечетей деревни. Именно в этом селе находилось знаменитое медресе Тюнтери, которым более сорока лет руководил не менее известный теолог, кадимист Ишмухамет хазрат Динмухаметов, которого многие знают, как Ишми-Ишана. Имя Ишмухамета Динмухаметова внесено в Татарский энциклопедический словарь, где рассказано о его заслугах, как ведущего богослова–кадимиста начала прошлого века. Это в его честь сегодня собрались на встречу неравнодушные татарстанцы. Ишмухамет Динмухаметов был в числе тех, кто был расстрелян в Малмыже. Это злодеяние совершил чекист Г. Мансуров, специально для этой цели приглашённый в Малмыж из Казани. Надо отдать должное малмыжцам — здесь не нашлось ни одного человека, кто был готов поднять руку на уважаемого хазрата. Его арестовали и увезли из Тюнтер в марте 1919 г. Продержав Ишмухамет хазрата два месяца в каталажке на окраине Малмыжа, новые власти поспешили избавиться от него и от других заключённых священников. К Вятке подходила армия Колчака, и власти опасались, что недовольный новым порядком хазрат может заручиться поддержкой белогвардейцев и поднять народ на бунт. Сам Ишмухамет хазрат накануне ареста признавался другу, который поспешил предупредить его об опасности, грозившей ему: «Я не буду прятаться, я ни в чём не виноват, ни перед властью, ни перед людьми. Моей вины ни в чём нет. Пусть приходят. А мне некуда идти из своего дома. Здесь моя семья, мои книги…». Действительно, у него была огромная библиотека, которую после ареста, увозили на нескольких подводах. Некоторые книги Ишмухамет хазрата, которые удалось сокрыть от чекистов, обыскивавших дом, разошлись по соседям. Они сберегают эти реликвии, как святыни, по сей день. Так же, как сохраняют и передают потомкам детали того страшного дня и той благословенной ночи, когда жителям его деревни удалось выкрасть растерзанное тело хазрата и захоронить его на кладбище деревни Бурнак (Борнак), соблюдая все мусульманские обычаи.

Почему власти не отдавали тела убитых ими священников для захоронения? Очевидно, потому, что их могилы могли стать объектом паломничества верующих и доказательством беззакония, совершённого в отношении священников. Их наспех расстреляли, наспех забросали землёй, никого не подпускали к месту казни. Только одного удалось перезахоронить, оставшиеся четырнадцать человек так и остались лежать в земле у дороги на берегу Вятки.

И сегодня здесь нет никакого опознавательного знака, который указывал бы на то, что случилось в этом месте более ста лет тому назад. Однако, люди знают и помнят о том, что здесь произошло и как это было. Правнуки тех, кто остался лежать здесь навеки передают друг другу знания о том дне, указывают места, где были брошены в придорожную яму их праотцы.

Увидев процессию, направлявшуюся к берегу, нас остановил один из местных жителей и поинтересовался причиной схода. Когда я сказала ему, что здесь сто лет тому назад расстреляли священнослужителей, он кивнул: «Да, знаю. Вон там, у моста», — он махнул рукой в сторону предполагаемого места расстрела. Люди помнят.

Зульфия Гаяновна Халиуллина рассказывает: «Мой прадед Халиулла хазрат тоже здесь. Мой брат всегда показывает мне место, где их расстреляли. Это недалеко от психбольницы.»

Спасибо землякам, что они ничего не забыли, что показали нам это печально известное место. Мы поклонились, прочли молитву и возложили цветы в знак того, что знаем и помним о том, как достойно жили и достойно ушли из жизни те, кто не изменил своим идеалам, своим принципам и своей вере, даже перед лицом смерти.

К сожалению, власти Малмыжа сочли «нецелесообразным» установку данного информационного щита, руководствуясь тем, что в архивах не найдено документов, подтверждающих факт расстрела. Видимо, дневниковые записи очевидцев этих событий в расчёт не принимаются. Как бы то ни было, в памяти народа, в памяти потомков каждого из расстрелянных этот факт навсегда вписан кровью и оплакиваем по сей день. У них нет могил, нет документов об их смерти. Значит ли это, что они так и живут среди нас? Не кажется ли Вам это несколько странным, если не сказать, нелепым? Пусть в этом вопросе разбираются учёные-историки. А информационный стенд пока постоит в Малмыжском краеведческом музее, принявшем этот многострадальный экспонат и гостей немногочисленного форума в его защиту.

Музей подготовился к встрече. Гостиная была оформлена на тему дня, изобилуя материалами дней гражданской войны. Интересная экспозиция первых дней Советской власти обогатилась ещё одним ценным экспонатом и впечатляющей историей тех суровых дней. Задача музеев рассказывать о забытых страницах жизни наших предков, о том, как они жили, за что боролись, ради чего готовы были умереть. Эти пятнадцать человек жили достойно и достойно умерли, не предав своих идеалов, свои принципы и свою веру.

Дальше наш путь лежал в деревню Бурнак. Это уже Балтасинский район Татарстана, 25 км от Малмыжа. Вот этот путь проделали в 1919 г. земляки хазрата, люди не робкого десятка, чтобы привезти тайно извлечённое из земли тело Ишмухамед хазрата в деревню Бурнак.

Сто лет о месте захоронения никому не рассказывалось. А три года тому назад было решено поставить на могиле Ишмухамет хазрата надгробие. Низкий поклон местным жителям, которые сберегли память о точном месте захоронения нашего прадеда, Ишмухамет хазрата Динмухаметова. Это они превозмогли свой страх сто лет назад и смогли перезахоронить старика, сами подвергаясь смертельной опасности. Это они передали знание о месте захоронения своим детям, наказывая строго-настрого хранить его тайну. Это их внуки указали сегодня на это место с тем, чтобы дать ему известность. Это на деньги их правнуков, уроженцев этих мест было поставлено на могиле Ишми-Ишана надгробье. Это благодаря дорогим землякам мы теперь знаем, где похоронен наш прадед, куда мы можем прийти поклониться его праху.

Следующим пунктом нашего путешествия стала деревня Тюнтер (Балтасинский район РТ).

Здесь жил Ишмухамет хазрат, здесь был его дом, здесь он руководил работой вверенного ему медресе. В память о любимом хазрате в 2003 г. в селе была построена новая мечеть имени шейха Ишмухамет хазрата. К сожалению, здесь не осталось и следа от его дома, того дома, который был описан в дневниках Мирхайдара Файзи, назван им «дворцом», только пятнадцать окон которого выходили на улицу. Зато сохранилось одно из зданий медресе, в котором уже собрана экспозиция для музея медресе и мечетей Тюнтер.

«Курултай», посвящённый трагической гибели пятнадцати священнослужителей, в числе которых главным героем был Ишми-Ишан, не был похож на панихиду. Скорее, это отчёт о проделанной огромной работе и оптимистический взгляд в будущее, с грандиозными планами по воссозданию былой славы Тюнтер с его медресе, с его выдающимися хазратами и их славными делами. В перспективе сельчане видят открытие в селе медресе для девочек. Благо историческое здание для этого сохранилось, хотя и требует реставрации.

Эти планы должны сбыться. У таких людей, которые чтят своих предков, знают и помнят историю своих семей, своей деревни, своего края, должно всё получиться, потому что их дела сообразуются со всеобщими интересами, их цели благородны, они уверены в праведности своих намерений.

Успехов вам, дорогие земляки, в ваших благочестивых начинаниях! Да поможет вам Аллах!

Диляра Мухамедьярова, правнучка Ишмухамета Динмухаметова

Фотографии предоставлены Краеведческим музеем «Дружда народов» с.Ципья Балтасинского муниципального района РТ.

No Comments

Комментарии