ДИНМУХАМЕТОВЫ: ТЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

К 100-летию со дня смерти Габдельхая Динмухаметова.

Предлагаемая Вашему вниманию статья была напечатана в газете «Татарстан» 2 июня 1922 г. Автор: Гали Хамид. Транслитерация Раисы Шарафиевой.

Габдельхай Динмухаметов (1891-1922)

По иронии судьбы в Татарском энциклопедическом словаре два человека с фамилией Динмухаметов значатся один за другим. Это отец и сын Диннмухаметовы: Ишмухамет Динмухаметов, которого мы знаем, как идеолога кадимизма, и Габдельхай, который вошёл в Энциклопедию, как «педагог, общественный деятель, инициатор открытия татарских школ в Поволжье и издания журнала «Якты юл».

Ишмухамет Динмухаметов (1842-1919) руководил работой медресе в Тюнтер, всю свою жизнь посвятил просветительской и общественной деятельности, содействовал открытию и спонсировал работу татарских школ. Прослеживается преемственность, не правда ли? Что и говорить, «яблочко от яблони не далеко падает». В чём же конфликт? Почему автор приведённой ниже статьи обращает Ваше внимание на то, что сын «выступал против отца»? Это конфликт поколений или жестокая необходимость? В первую очередь, надо принять во внимание то обстоятельство, что Ишмухамет Динмухаметов был религиозным деятелем, проповедовавшим неизменность ислама, предводителем кадимистов. А сыну пришлось жить и проявлять свой талант в революционное время, когда искоренялись все «буржуазные пережитки», в т.ч. религиозная идеология. Новое время — новая идеология. Просветительские идеи приветствовались. Просвещенность, талант публициста, организатора и педагога реализовались в новых условиях, продиктованных диктатурой пролетариата.

Зная, что я интересуюсь вопросами, связанными с Ишмухаметом Динмухаметовым и его семьёй, Раиса Гамировна Шарафиева обратила внимание на газетную статью, встретившуюся ей в фондах ОРРК научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского. Я бесконечно благодарна Раисе за те сведения, которые она предоставляет нашему сайту. Это сведения, которые сохранила для нас сама история. Маленькая статья-некролог рассказала нам всё и о человеке, которого звали Габдельхай Динмухаметов, и об отношении общественно-политической элиты нового строя к его отцу Ишмухамету Динмухаметову.

Мы публикуем текст статьи без изменений с тем, чтобы не исказить ту документальность, которая дошла до наших дней благодаря ценнейшему архиву «Лобачевки» и высоко профессиональному переводу со старотатарской графики на кириллицу Раисы Шарафиевой, главного библиографа Отдела рукописей и редких книг этой библиотеки.

Однако, я не могу оставить эту статью без комментария. Содержание статьи отражает веяние времени: атеистическую идеологию Советов, диктатуру, которая утверждала кодекс человека нового времени. Этот кодекс рушил старые представления о мире и отвергал всё, что поддерживало связи с тем прошлым, которое противоречило новым взглядам. В новом мире не было места идеологии Ишми-Ишана. И сын должен был отказаться от отца, воплощавшего в себе «старую жизнь» с её устоями, религиозными «пережитками» и предрассудками, «старорежимностью» и консерватизмом. Жестокое время, когда для того, чтобы выжить в новых условиях, сын должен был предать память отца, выступая против его взглядов, против дела всей его жизни, которым являлось сохранение традиций, патриархального уклада и религиозности народа. Безусловно, это мировоззрение никак не подходило молодым строителям коммунизма.

Если поразмыслить над тем, насколько правомерны слова автора статьи о том, что Габдельхай выступил против «невежества» своего отца, то в ней можно усомниться. Габдельхай, как никто другой, знал, что его отец был высоко образован, следил за техническими новинками, был в курсе всех информационных новшеств. У него была богатейшая библиотека, включавшая различные энциклопедические издания. Это был человек широких взглядов, понимавший важность всестороннего развития молодого поколения. Своих детей он обучал русскому языку, определяя их на летние каникулы в русские семьи для лучшего владения языком. Он выписывал для детей появившиеся в стране журналы на татарском и турецком языках. С его разрешения в кадимистском медресе в Тюнтер были введены уроки русского языка. Кстати, для преподавания русского языка он пригласил своего сына Габдельхая, уже имевшего педагогическую практику в малмыжской школе.

Своим образованием, педагогическим и публицистическим талантом Габдельхай был обязан отцовскому воспитанию, урокам ведения диспутов и педагогической практике, которые были обязательны в медресе отца.

Габдельхай Динмухаметов унаследовал от отца патриотизм, потребность служить народу и просвещать его.

Думаю, несмотря на то, что Габдельхай был вынужден отречься от отца, даже если он в каких-то вопросах был не согласен со стариком, он всё же чтил его память, дорожил его наставлениями, нёс в себе взращенную им высокую культуру благочестивого человека, преданного высоким целям просветительства, внушённым ему отцом.

Времена Ишми-Ишана прошли и надо было жить в новых условиях, переориентироваться и продолжать начатое отцом дело воспитания и образования молодёжи так, как этого требовало «новое время».

И Габдельхай до последнего вздоха оставался верен священному долгу служить просвещению народа. Он внёс большой вклад в татарскую детскую литературу как автор рассказов, переводчик. Он был учителем, публицистом, писал педагогические статьи, участвовал в Учительской конференции.

В возрасте тридцати одного года он умер от тифа. Смерть Габдельхая — и данный некролог идеологи атеизма использовали в своих интересах, не преминув напомнить о его отце и об отношении коммунистической морали к его личности.

Сегодня мы читаем статью столетней давности с определённой долей критического отношения, учитывая фактические мотивы, влиявшие на её автора, имея в виду, что «летописи являются инструментом идеологической борьбы далёкой эпохи».

О Габдельхае можно узнать больше из публикаций:

Текст статьи дан на татарском языке.

Габделхәй иптәш Динмөхәммәтев // Татарстан. – 1922. – 2 июнь.

Үлем каргасы тиф безнең арадан тагы бер иптәшне алып китте. шушы көннәрдә алынган хәбәр Габделхәй иптәш Динмөхәммәтекнең тифтан үлү хәбәрен ирештерде.

Габделхәй (инициалы Г.Д.) иптәшнең туган җире Вятка губернасы, Малмыж өязе, Түнтәр авылы. Әтисе атаклы ысулы кадимче, доносчы, “дин-мәгыйшәтче”, үзенең кара яклары белән дан чыгаручы Ишмөхәммәтев (Ишми) ишан.

Г.Д. иптәш башлангыч белемне үз якларында, атаклы Түнтәр мәдрәсәдә әтисе хозурында ала. Билгеле, әтисе аны мулла итү, үз урынына ишанлыкка кандидат ясау уе белән тәрбия итә, ләкин Г.Д. иптәшне алда бөтенләй башка юллар көтә. Ул түнтәр мәдрәсәсендә укып йөргәндә муллалыкка имтихан кирәк булганлыктан, җәй көннәрендә аерым рәвештә русча укыштыргалый, ләкин әтисе улының бу юлга керүенә разый булу ихтималы юк иде.

Шунлыктан ул әтисен алдау юлына кереп, муллалыкка шәһадәтнамә алу сылтавы белән Вятка губернасындагы өяз шәһәре Слободскойга барып русча укырга керешә.

Шул рәвешчә русча укуын дәвам итеп, 1913 елларда булса кирәк, на звание учителя имтихан тота.

Менә шушы дәвердән башлап Г.Д, иптәш әтисе һәм аның партиясенә ачыктан-ачык сугыш ачып[1], әтисенең бөтен муллалык, мәгъзүмлек планнарын җимерә. Шул чаклы усал кадимчелек монархистын җиңеп аңар капма-каршы лагерьгә күчә.

Берьяктан, учитель булып җәмәгать хезмәтенә керешә, икенче яктан, үзенең мәгълүматын киңәйтүгә бөтен көче белән бирелә.

Шуның белән бергә матбугат мәйданына катнашып, язучылык хезмәте башлый.

Аның язган һәм тәрҗемә иткән әсәрләреннән миңа мәгълүм булганнары: “Әдәпсезләр арасында хиҗапсыз кыз”, “Бәйрәм”, “Эш мәктәпләре әсаслары”, “Наданлыкны бетерү юлында”, “Эш мәктәбендә сылау дәресләре”.

Соңра язылып та басылмаган китапларыннан мәдәният тарихына багълы 3-4 кисәк рисаләсе, балалар әдәбиятына багълы беркадәр нәрсәсе һәм ничә хикәясе булырга кирәк.

Моннан башка Габделхәй иптәш революциягә кадәр иске матбугатның үзенең каләме белән катнашып килде. Революциядән соң чыккан Казан газеталарында еш-еш тәрбиягә багълы мәкаләләре булды: “Укытучы”, гыйльми һәйәт тарафыннан чыгарылган “Мәгариф”, хәзерге татар компросс тарафыннан чыгарыла торган “Мәгариф” журналларында байтак нәрсә язды.

Болар өстенә Малмыжда чыгарыла торган “Якты юл” журналында яшь язучы булып күп хезмәт куйды. Соңра беркадәр вакыт Малмыж мәгариф шөгъбәсендә булды. Шул ук Малмыждагы семинарияне бик зур фидакярьлекләр белән дәвам иттерде.

Казанда булып үткән Укытучылар съездында гыйльми һәйәт тарафыннан чыгарылган имля конференциясендә, журналистлар киңәш мәҗлесендә активно рәвештә катнашты.

Габделхәй иптәшнең төп билгеләнеше педагоглык иде. Аның газета һәм журналларда язган нәрсәләренең күбе шуңа багълы була иде. Татар теле, имлясы турында тулы аңы бар иде. Аның бу юлга керүе башка эш тапмаганнан түгел, бәлки шул юлны җаны-тәне белән яратканнан иде. Ул шул юлда һаман эзләнә, казына, эзләп тапкан нәрсәләрен мәйданга куя, шуннан үзенә аерым бер тәм таба иде.

Г.Д. иптәш русча, татарча яхшы укытучы, оста язучы, шома тәрҗемәче, төпле тәнкыйтьче, әдәби һәм гыйльми көчләребездән иде. Берьяктан, армый-талмый үзенең мәгълүматын арттыруында дәвам итүче, икенче яктан, эш кругын киңәйтә баручы әле 30 яшьләр чамасындагы өметле егетләребездән иде. Аның хәзергә чаклы эшләгән, эшен башлаган эшләре күп. Киләчәктә тагын да күбәюе, тагын да киңәюе көтелә иде. Ләкин заман моңар ирек бирмәде.

Без төпле педагог һәм язучы Габделхәй иптәшне яшьләй югалттык. Без моңарга әрнибез. Габделхәй иптәшнең иптәшенә, якыннарына түзем телибез.

Гали Хәмит.

[1] Габделхәй иптәшнең әтисе тормышыннан алынып язылган “Җинаять” исемендә бер әсәре булырга тиеш.

No Comments

Комментарии