ЧТО ПРОИЗОШЛО С СЕМЬЁЙ ИШМИ-ИШАНА?

Страницы из книги Фарука Накипова «Тарих һәм чынбарлык”

Эту статью Фарука Накипова опубликовала газета «Хезмәт», которая выходит на территории «Балтасинского района РТ». В здешних краях знают не понаслышке о необыкновенном человеке Ишмухамете Динмухаметове. Здесь помнят историю жизани и смерти замечательного философа и общественного деятеля, заступника своего народа, «героя своего времени».

Ишмухамет Динмухаметов был расстрелян чекистами в 1919 г. После его смерти заботу о семье взял на себя его сын Мухаметнакип Ишмухаметов, служивший имамом в деревне Тюнтер. Семья Ишмухамет хазрата продолжала жить в своём доме.

В 1930 г. Мухаметнакип хазрат был подвергнут репрессиям и заключён в тюрьму. Это был честнейший человек. Единственной его виной было то, что он был священнослужителем. Через два года, в 1932 г. дом семьи Динмухаметовых национализировали, а семью выселили. Обезглавленную, лишённую опоры, семью состоявшую из восьмидесятилетней слепой и больной вдовы Ишмухамет хазрата Ситдика абыстай, жены посаженного в тюрьму Мухаметнакип хазрата Уммагульсум абыстай и их четырёх детей, среди которых был сам Фарук, попросту выгнали из дому, не предоставив никакой замены их жилья, отобрав и приусадебный участок, оставив тем самым без средств к существованию.

Но жива была память земляков о тех, кого они считали своими благодетелями и покровителями, тех, кто хранил их веру, учил их детей и заботился о них. Обездоленной семье из шести человек помогали. Односельчане делились последним с теми, отцам которых была обязана вся махалла. Год был голодный. Ели только картошку, крапиву, конский щавель. О хлебе лишь мечтали.

Все считали своим долгом помочь. Мухаметнакип провел в застенках пять лет. В 1935 году его освободили. Все это время его семья перебиралась из дома в дом. Сегодня пять или шесть семей в Тюнтер могут с гордостью говорить, что их предки приютили семью Ишми-Ишана в тот страшный 1932 год. Отплатили добром за добро односельчане. Низкий поклон людям, оказавшим помощь обездоленным Ишмухаметовым-Динмухаметовым. Жертвуя своим спокойствием, своей репутацией, эти люди приняли у себя «семью служителей культа». Это в первую очередь Бахаутдин абый и Хаерниса апай, которых запомнил маленький Фарук. А были ещё и другие, которые приняли у себя семью, потерявшую всякую опору в жизни, у которой отобрали всё: отца, мужа, сына, дом, хозяйство, всё имущество, сад, огород, всё, кроме любви и почтения земляков, того, что нельзя было отобрать никаким указом.

В газете «Хемәт» статья вышла под названием «Йорт-җир зурайган, күңелләр тарайган».

No Comments

Комментарии