А МЕЖДУ СТРОК БЫЛА ВОЙНА

18 ноября в Малом концертном зале Казанской консерватории им.Н. Жиганова собрались коллеги, родные и ученики Айдарова Жавдета Караматулловича.

В этом году страна отмечает 80-летие со Дня написания и первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Премьера состоялась в августе 1942 г. Города России один за другим отметили это событие памятными мероприятиями. В сентябре культурная интеллигенция Казани провела встречу с членами клуба «Память поколений», посвящённую юбилейной дате. Прошла она в мемориале «Книга памяти». Пришедшие в тот день в Музейный комплекс Казани хотели почтить память всех, кто ощутил на себе бремя блокады, поклониться подвигу музыкантов, разорвавших путы блокадного паралича, и узнать больше о Жавдете Айдарове, нашем земляке, принимавшем участие в легендарной Премьере. Подобные мероприятия напоминают нам о событиях давних лет. Сегодня, когда над страной нависла опасность, подвиг этих людей должен стать примером мужества. Война не сломила моральный дух музыкантов, не выбила почву из-под ног, не подкосила. Она сделала их сильнее, подняла над гнетущей реальностью. Они были молодыми и одухотворёнными. В то же самое время, когда Дмитрий Шостакович в Ленинграде создавал свою Седьмую симфонию, в  холодной и обескровленной Казани Джаудату Файзи пришла идея создать произведение, способное поднять моральный дух народа. Он вместе с драматургом Тази Гиззатом начал работать над «Башмачками». Их премьера состоялась уже в марте сорок второго.Диаметрально противоположные по настроению, принадлежавшие к разным жанрам, «Седьмая» и «Башмачки» были навеяны одними настроениями. Их создание олицетворяло собой несгибаемость советских людей. Хочется верить, что обстановка, в которой мы оказались в 2022 г., даст новый импульс творческому вдохновению наших современников к созданию нового и прекрасного. Пожелаем же нашей молодёжи творческих успехов!

Мероприятие, прошедшее 18 ноября в Консерватории, было приурочено к Дню памяти Жавдета Айдарова. Встреча предварялась выставкой, презентовавшей записи блокадного периода, письма Жавдета Караматулловича, статьи о «бойцах музыкального фронта», об их незабываемом подвиге.

На концерт пришли вспомнить музыканта и педагога Жавдета Айдарова его коллеги, ученики и родные.

Тема блокадного Ленинграда звучала на концерте тихо, была суровым фоном всего вечера. Лейтмотив блокады, войны проходил незримой, немой нитью сквозь все выступления. Он звучал «между строк» всего повествования. Это происходило от тонкого вкуса выступавших, от чувства меры. Не потому, что тяжело и страшно говорить о войне и блокаде, а потому, что для каждого из присутствовавших на концерте эта тема до боли хорошо знакома. Большинство собравшихся были люди старшего поколения, «советские». Им не надо напоминать подробности трагедии блокадного Ленинграда. С первых нот «Ленинградской» симфонии у нас на глаза навернулись слёзы, вспомнились слова из дневника Тани Савичевой: «Умерли все…» Об этом на встрече в Казанской консерватории не говорилось, как не говорилось и о других ужасах блокады. Но все эти подробности известны нам с детских лет и запомнились на всю жизнь. Память рисовала картины лишений, смертей, вызванных холодом и голодом. Ужасающие эпизоды из жизни блокадного Ленинграда возникают в воображении тех, кто пришёл сегодня сюда. Одно только слово «блокада» вызывает эти страшные образы.  Но и в блокаду случались чудеса. И он, юный ударник, игравший на барабанах, выжил. И вместе с другими музыкантами оркестра под управлением Карла Элиасберга помог выжить другим: выжить, выстоять, воспрянуть духом, обрести надежду.

Пережившие блокаду не любили говорить о тех драматичных событиях. Воспоминания причиняли боль. Наверное, поэтому и ведущий встречи Надим Жавдетович сегодня не стал драматизировать и вдаваться в трагичные подробности тех дней. Вместо этого нам было подарено соответствовавшее настроению исполнение произведений П.И. Чайковского, Л.В. Бетховена и И.С. Баха.

Ново, несколько неожиданно была освещена тема «Седьмой симфонии», ленинградской трагедии и участия в ней молодого татарского парня Жавдета.

Надим Айдаров, организатор и ведущий вечера сам живёт в Санкт-Петербурге, делит с этим городом его переживания и надежды. Питер не любит говорить о блокаде. Он держит эту боль в своём сердце. Боль, пережитая предками, не отступает и не отпускает потомков тех, кто оставался в кольце смерти.

Дети же тех, кого эта беда обошла стороной, воспринимают эту веху в истории города Ленинграда несколько по-другому. Они знают о ней, как об одной из героических страниц истории нашей страны.

Вновь невольно вспомнилось мероприятие на эту же тему, проведённое Ляйсан Анасовной Кариевой. Драматизм с первой секунды: звуки «Седьмой», кадры блокадной хроники, оцепенение зрителей, «Алла сакласын!», гулом прокатившееся по залу.

Для молодого поколения и для тех, кто родился в послевоенные годы, восприятие одних и тех же событий несколько отличается. И это естественно. Фильм Юлии Кантор стал ярким примером новой стилистики: энергично, без надрыва, лишь вскользь касаясь деталей. Фильм был показан на встрече в консерватории. Он представлял собой экскурсию, посвящённую музыкантам, исполнившим «Седьмую симфонию» в сорок втором.

Феномен эффекта от мероприятия ,прошедшего 18 ноября, заключался в том ,что вёл его молодой человек, а слушатели были большей частью солидного возраста. И, хотя рассказ Надима Жавдетовича не пестрел живописными подробностями, все хорошо понимали, о чём идёт речь, что скрывается за желанием ведущего украсить повествование красивой музыкой, исполненной на флейте солистом Симфонического оркестра РТ Андреем Костягиным под аккомпанимент хозяина вечера.

Вечер не превратился в панихиду, а перешёл в непринуждённый живой разговор тех, кто лично знал Жавдета Айдарова. Мы услышали рассказ самого Жавдета Караматулловича о премьере сорок второго года.

Профессора С.М.Хабибуллин и В.И.Яковлев, работавшие вместе с ним, его ученик, народный артист РТ Мингол Галиев рассказали так много о выдающемся педагоге и музыканте, о его характере, выдающихся способностях, уникальной работоспособности, требовательности к себе и к другим, его интеллигентности, скромности и человечности! Человек невероятной силы духа и доброты! Таким его запомнили друзья, коллеги и ученики. Я слушала их рассказ и думала о том, что к Жавдету Караматулловичу подходят те же слова, которые я употребляла, описывая его деда Ишмухамета Динмухаметова. Все до одного слова, характеризующие деда, относятся и к внуку. Талантливый, убедительный, смелый. «Не боялся спорить с самим Назибом Жигановым, доказывая свою правоту, отстаивая своё мнение, свою идею». И его слышали и с его точкой зрения считались.

Правда, направление для своего поприща он избрал другое. Это и понятно. Дед Ишми-Ишан за свою деятельность, за свои идеи поплатился жизнью. Времена менялись. Отец Жавдета, чтобы выжить, был вынужден эмигрировать, сменить своё духовное предназначение на педагогическое и переводческое направление. Мать Жавдета тоже была учительницей. Неизменным оставалось одно, — служение своему народу на ниве просветительства. Оно переходит из поколения в поколение.Теперь и правнук, талантливый музыковед, обладающий харизмой, даром убеждения, глубокими знаниями, доносящий до слушателей тайны и таинства мира музыки. Ему есть, что рассказать, и его хочется слушать. Надим продолжает просветительскую миссию рода, своей семьи. Он читает лекции, им созданы фильмы, написано множество статей, лишь малая доля которых приведена на нашем сайте.

Благодарим Надима Жавдетовича за тонкое обращение к сегодняшней теме!

Ждём новых встреч с кандидатом искусствоведения Надимом Айдаровым!

Диляра Мухамедьярова

No Comments

Комментарии