МЕДРЕСЕ В ТЮНТЕР

Страницы из книги Фарука Накипова «Тарих һәм чынбарлык”

Среди множества мусульманских медресе в России медресе в Тюнтер отводится особая роль. Это древнейшее и известнейшее медресе находилось на передовой в борьбе за сохранение веры, неизменности многовековых религиозных устоев и мусульманских культурных традиций. Её руководитель Ишмухамет Динмухаметов стал одним из первых в этой борьбе. Он оставался верен своим принципам. Его не остановили ни сопротивление джадидистов, ни имперские силы, начавшие христианизацию татар. Русские миссионеры платили деньги муллам, внедрявшим их программу в свои медресе. У кадимистов это обстоятельство вызывало противодействие не потому, что они были против наук, а потому, что им стали диктовать свои правила преподавания. Система образования теперь должна была подчиняться не национальным интересам, а интересам имперской политики царизма.

Самый горячий противник русификации стал «самым неудобным муллой», с которым расправились самым изощрённым способом, сочинив и распространив о нём всевозможные наветы.

Надо было обладать недюжинным умом и даром убеждения, чтобы призывы Ишми-Ишана были услышаны. Он объяснял, что «нельзя давать дорогу чужой силе, влияющей на систему образования татар, складывавшуюся веками».

В то же время «Молодые» муллы, которых мы называем джадидистами, были не против получать за свою работу дополнительные деньги. Так, мастерски, умело царизм сталкивал друг с другом, делая врагами тех, кто ещё недавно были единомышленниками, чья жизнь подчинялась одному кодексу законов — шариату. И этот кодекс казался незыблемым и неизменным.

Октябрьская революция семнадцатого года неожиданно всех приравняла, вооружившись идеологией атеизма и сделав изгоями священнослужителей всех концессий «врагами народа». В один день в 1919 г. вместе с Ишмухаметом Динмухаметовым были расстреляны тринадцать мулл и один православный батюшка. А в 1930 г. в одночасье были арестованы сын Ишми-Ишана Мухаметнакип, служивший имамом в Тюнтер и второй имам Мухаметназип, джадисткий мулла, служивший в той же деревне.

Кодекс коммунизма отрицал существование Бога, Аллаха и подверг всех служителей культа страшному судилищу. Сметя всех священнослужителей, Советы сделали неактуальным спор между кадимистами и джадидистами. Однако дела давно минувших дней стали нашей историей. Мы должны сегодня разобраться во всех тонкостях горячих споров наших прадедов, споров которые так захватили их, что они готовы были жертвовать своей жизнью, чтобы отстоять своё мнение.

Фотографии из Тюнтер предоставлены Р.Ш.Зариповым.

В настоящее время видится целесообразным поднять вопрос о присвоении зданиям медресе в Тюнтер статуса памятника исторического наследия, охраняемого государством.

No Comments

Комментарии