БОРЕЦ ЗА ВЕРУ

Прошёл год с момента столетней даты трагической гибели Ишмухамета Динмухаметова. К этой дате мною было написано несколько статей о прадеде. Испытывая искреннюю благодарность к исследователям жизни и деятельности Ишмухамет хазрата, я в своих работах опиралась на приведённые в их трудах сведения о моём прадеде. С величайшим почтением я называю имена людей, для которых история – священный источник реальных фактов, правдивой информации и неоспоримых доказательств. Это Рафхат Зарипов, Фарук Накипов, Рустам Мухаметшин, Марсель Ахметзянов, Раиф Морданов, Радик Салахов, Мухамет Макдеев.

Сегодня я позволю себе опубликовать те из моих статей, которые не нашли своего места ни в светских, ни в религиозных изданиях, были опубликованы не полностью или в переводе на татарский язык.

Диляра Мухамедьярова

На дворе стояла весна: весна в природе, заря новой жизни, начало века. Наступила весна 1919 года. Для того, чтобы построить новый мир, нужно было положить конец старому, — так считали те, в чьих руках оказалась судьба страны.Семидесятилетний Ишми ишан был олицетворением старого патриархального порядка, а, значит, с ним надо было покончить в первую очередь. Идеологи нового строя безошибочно рассчитали, что фигура хазрата из Тюнтер, известная на территории всей России и ушедшая в небытие, произведёт нужный резонанс. С кончиной досточтимого гражданина, ведущего лидера традиционного ислама закончилась и ведущая роль ислама в жизни татар. Лишённые своего идейного вдохновителя, своего учителя и наставника, народ стал терять веру в Аллаха. Так началась эпоха атеизма, которая продлилась 70 лет.

Задолго до этих событий Ишмухамет Динмухаметов предрекал, что подражание Западу в традициях, нравах, взглядах приведёт к крушению вековых ценностей, накопленных сотнями предыдущих поколений, в т.ч. нравственных устоев и веры в Аллаха. Так оно и случилось. Горестные прогнозы сбылись. Прогрессивные силы привнесли в патриархальную жизнь малых народов России свои порядки: эмансипацию, атеизм и сопряжённые с этим падение нравов, утерю семейных ценностей и нигилизм.

Решительно шагая к «новой жизни», поборники этого «нового» рушили всё, на чём стояла их прежняя жизнь. Незаметно разрушили и фундамент нравственности и благочестия, фундамент, на котором стояли все предыдущие поколения народов России. По всей стране низвергались минареты, осквернялись мечети, закрывались медресе, подвергались репрессиям священнослужители.

Произошло то, о чём предостерегал дальновидный философ Ишми ишан. Но предполагал ли он, что всё произойдёт так стремительно и так жёстко?

Когда в марте 1919 г. чекисты пришли арестовывать Ишмухамета хазрата, он успокаивал своих домашних: «Не переживайте. Я вернусь. Я не совершил ничего предосудительного. Моей вины ни в чём нет.»

А 8 мая его вместе с четырнадцатью другими священнослужителями, собранными со всей округи, повели на расстрел. Ему так и не объяснили, в чём его вина. И только молодой чекист, словно издеваясь над старцем, потребовал: «Отрекись от веры! Брось Коран», — и мы оставим тебя в живых!» Он не выпустил Корана из рук. Под прицелом нагана он произнёс: «Аллах акбар» и упал, подкошенный роковым выстрелом.

В тот далёкий майский день молодой чекист поставил точку в жизни старого философа. Нет, не точку, — она превратилась в многоточие.

Сегодня, когда к татарскому народу вернулся интерес к своим корням, к своей истории, возрождается и память о значимых для татар личностях

Нельзя сказать, что об Ишми ишане не помнили. Это имя было, как-будто, всегда на слуху. Но многим было невдомёк, что этот человек очень много делал для всего татарского народа. За его заслуги имя Ишмухамета Динмухаметова или просто Ишми ишана, внесено в современную татарскую энциклопедию.

Кем же был Ишми ишан, каким он был,человек, так геройски встретивший свою смерть, кого чекисты боялись даже после его смерти, чьё тело не позволяли хоронить, дабы его могила не стала местом паломничества мусульман?

В течение более сорока лет Ишмухамет Динмухаметов жил и служил имамом в деревне Тюнтер Малмыжского уезда Вятской губернии. Он проповедовал традиционный ислам, был уважаем в своей махалле и известен и почитаем в регионе от Волги до Урала. В его ведении было медресе Тюнтери, которая снискала славу одного из лучших медресе России. Сюда привозили своих детей знатные вельможи, те, кто хотел дать им лучшее образование. Ишми ишан придавал большое значение религиозному образованию и воспитанию, считая эти аспекты главными в становлении человека. Поэтому в тот исторический период, когда появилась тенденция вмешательства земских управ в дела мечетей и медресе, он начал упорную и многолетнюю борьбу за сохранение самоопределения в вопросах религии,образования и воспитания. Он считал недопустимым, чтобы муллы брали деньги на развитие образовательной деятельности у царского правительства. Он понимал, что тот, кто платит, тот и диктует свои правила. Это, неизбежно, должно было привести к изменениям в трактовке ислама. Его девизом в агитационной деятельности всегда был один постулат: «Ислам неизменен». Богослов был настолько убедителен в своих доводах, что сторонники кадимизма признали его своим ведущим лидером, а джадисты – своим главным оппонентом. В интеллектуальных спорах выявлялись слабые и сильные стороны двух тенденций в развитии мусульманской идеологии.  Это было время, когда татарские философы главным считали вопрос, каким должен быть ислам. Большое значение в решении этого вопроса имела точка зрения Ишми ишана. Ишмухамет Динмухаметов оставил в назидание потомкам большое наследие в виде изданных книг, брошюр и опубликованных статей.

Спор между кадимистами и джадистами был грубо прерван революционными событиями семнадцатого года. И вот теперь по прошествии ста лет, как не стало и самого Ишми ишана, когда схлынули страсти, подогревающие полемику философов, отсеялось всё ненужное, наносное и приписанное великой личности, спала пелена идеологических предрассудков, обнажилось то главное, во имя чего жил и ради чего погиб великий теолог прошлого Ишмухамет хазрат. Это была борьба за чистоту ислама во имя сохранения веры, национальных традиций и благочестия будущих поколений татар.

В конце XX – начале XXIвв. учёные историки стали обращаться к истории жизни и деятельности неоднозначной, а значит, интригующей личности Ишми ишана. Это Мухамет Магдеев, Радик Салихов, Раиф Морданов, Марсель Ахметзянов, Рустам Мухаметшин, Рафхат Зарипов и Фарук Накипов. Стал вырисовываться портрет хазрата. «Самый честный и праведный», «самый умный и благородный», «благотворитель», «мыслящий по-государственному», «дальновидный», «авторитетный имам», «талантливый педагог», «яркий публицист», «гениальный мыслитель», «бесстрашный полемист», «лучше всех объясняет правила шариата», «человек большого ума и чести», «самый неудобный мулла», «самый сильный защитник кадимизма». Достойные эпитеты.

В 2000 г. сам Валиулла хазрат Якупов переводил с арабского на татарский и русский языки труды Ишмухамета Динмухаметова и руководил их изданием. Ещё большая работа предстоит в этом направлении. Ишмухамет Динмухаметов написал и опубликовал более семидесяти статей, издал при жизни более сорока книг и брошюр. Что-то из этого богатства хранится в фондах ИЯЛИ, что-то было увезено в архивы Москвы. Так что исследователям творчества Ишми ишана предстоит большая работа.

В мае 2019 г. в Апанаевской мечети г. Казани, в мечетях Балтасинского района Татарстана были проведены мероприятия и богослужения, собравшие сотни верующих. Посвящены они были человеку, радевшему за счастливое и благочестивое будущее татарского народа. Имя его Ишмухамет Динмухамет Ярмухамет Ибрагим, шейх Ишмухамет хазрат Тюнтери.

Летом 2019 года на кладбище в деревне Борнак на могиле Ишмухамета Динмухаметова был установлен надгробный камень.

No Comments

Комментарии