ИЗГОИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Страницы из книги Фарука Накипова «Тарих һәм чынбарлык”

Думаю, что читая эти страницы, я испытала такие же чувства, как соседки, приглашённые Уммагульсум абыстай на чтение священного писания «Мухамадия». Слёзы наворачиваются, когда читаешь рассказ Фарука Накипова об участи его семьи — семьи Мухаметнакипа, сына Ишмухамета Динмухаметова. Эта статья повествует о самых благородных качествах людей, которые окружили теплом и заботой тех, кто волею судеб стали изгоями в своём отечестве.

С любовью в сердце пишет Фарук Накипович о Багаутдине и Хаернисе, давших приют семье репрессированного священнослужителя, отбывавшего срок в тюрьме. Эта благородная чета отнеслась к «отверженным», как к своим родным, не побоялась своим порывом и на себя навлечь беду. Не боялись и соседки, приходившие на вечерние посиделки с чтением священного писания. А Уммагульсум была рада быть хоть чем-то полезной людям, которые ей сочувствовали, были добры к ней, к её четверым детям и восьмидесятилетней свекрови Ситдика абыстай, ослепшей от горя, вдовы Ишмухамета Диннмухаметова.

Брать на себя роль просветительниц считалось долгом грамотных абыстай, жён имамов. Именно они занимались обучением девочек в своих махалла. Эту роль продолжала играть в жизни односельчанок Уммагульсум абыстай и после всех репрессий, коснувшихся её семьи и после выселения из родного дома.

Как бы то ни было, это было лишь началом трудного пути из родового гнезда, которого у семьи больше не было.

В статье подробно описана история выселения семьи из дома, хозяином которого прежде был глава этого семейства, сам Ишми-Ишан. В этом доме родились его дети и внуки. А теперь им не нашлось в этом огромном «дворце» даже уголка. Здесь стали хозяевами совсем другие люди — хозяева «новой» жизни.

Описание картин жизни обездоленной семьи Мухаметнакип хазрата перекликается в моём сознании с рассказами о судьбах моих родных дедов, подвергнутых репрессиям, и бабушек, покидавших родные дома, осиротевших и униженных, в сопровождении малолетних детей. Одной из моих бабушек была Фатыма Файзуллина, дочь Ишмухамета Динмухаметова. Её истории была посвящена моя статья «Память подсолнухового поля».

Интересно, помнят ли сегодня потомки тех, кто были свидетелями бесчинств, творимых с нашими предками, слышали ли они об этой странице истории их деревень, знают ли о том, как обошлись с их хазратами, служившими верой и правдой своему народу, и с их семьями? Задумывались ли они когда-нибудь о судьбах тех, кого однажды посадили на телеги и отправили в неизвестность? Поминают ли они их в своих молитвах? Передают ли они своим детям такие душевные истории из своей памяти своим детям? Так хочется мне спросить об этом наших современников, жителей деревень Тюнтер, Шуда и Уразлы. Ведь такие воспоминания, как те, которыми делится с нами Фарук Накипов, становятся самым дорогим нашим наследием.

P.S. Что касается затронутой в моём предисловии темы просветительства, то хотелось бы её продолжить. Тем более, что в своей статье Фарук Накипов поднимает серьёзный вопрос об отношении Ишмухамета Динмухаметова к наукам и светскому образованию. Сам он был человеком широких взглядов. Он следил за достижениями технического прогресса и понимал необходимость светского образования. Ишмухамет Динмухаметов с детских лет не выпускал книги из рук, всю жизнь пытался постичь законы мироздания, посвящая каждую минуту своей жизни самообразованию. А после стремился отдать свои знания тем, кто в них нуждался. Он дал своим детям достойное образование, развивал их кругозор, внушал им, что полученные знания они должны передать народу. Отсюда в роду тяга к самообразованию и просветительству. Взять хотя бы его сына Габдельхая. Он стал известным педагогом и журналистом. А дочь Ишмухамет хазрата Латыфа была всю жизнь учительницей, воспитавшей высокообразованного сына Джаудата (Айдарова). Он стал известным музыкантом, дирижёром. Сын Ишмухамет хазрата Мухаметнакип стал имамом в родной деревне Тюнтер. Его сын Фарук Накипов руководил большими производствами в Казани, а последние годы посвятил изучению вопросов жизни и деятельности своего деда Ишмухамета Динмухаметова. Это был человек, который лучше всех разобрался в истории жизни татар начала XX в и сумел доступно рассказать нам обо всех тонкостях противостояния джадидизма и кадимизма. Дочь Ишмухамет хазрата Фатыма, как и Уммагульсум, собирала в своём доме женщин, просвещая их и приобщая к последним техническим достижениям. Это были вечерние посиделки с чтением книг, газет и переработкой молока на первом в деревне сепараторе. Дети Фатымы переняли мировоззрение родителей, впитав с молоком матери то, что они должны жить и трудиться для своего народа. Сын Фатымы Сагит Файзуллин стал известным татарским журналистом, переводчиком. Несмотря на то, что получить высшее образование дети репрессированного муллы не имели возможности, в необразованности и невежестве их никто не мог упрекнуть. Домашнее воспитание, знакомство и близкие отношения с Мирхайдаром Файзи, нравственные устои, внушенные с пелёнок, сделали своё дело, заронив в их души тягу к образованию. Сын Фатымы Икрам Файзуллин стал внештатным корреспондентом газеты «Зеленодольская правда». Только самая младшая из детей Фатымы, дочь Гаухарь смогла получить высшее образование, став инженером-технологом. Это произошло уже после смерти обоих родителей, когда Гаухарь осталась круглой сиротой.

Желание учить и просвещать передаётся в нашем роду из поколения в поколение. Ваша покорная слуга отдала преподавательской деятельности двадцать лет жизни, обучая студентов английскому языку, а последние годы занялась изучением своего славного рода. Публицистика стала моим вторым призванием. Через печатные издания, телевидение и радио мне удалось напомнить современникам о тех, кого незаслуженно забывали на протяжении десятилетий. Это и Джаудат Файзи, и Мирхайдар Файзи, и Ишмухамет Динмухаметов и многие другие. Благодаря своим детям, дочери Элине и её мужу Илье, я получила возможность рассказать всем о прекрасных людях, своих родных. Теперь мой рупор — это, созданные молодым поколением сайты «Всё о Файзи» и «Всё об Ишми-Ишане».

No Comments

Комментарии