В ГОСТИ К ИШМИ ИШАНУ

Деревня Тюнтер Балтасинского района Татарстана гордится тем, что здесь жил и трудился Ишмухамет Динмухаметов. В деревне есть музей, где Ишми ишану отведено большое внимание, есть новая мечеть, которая носит гордое имя шейха Ишмухамет хазрата. Но это происходит сейчас в XXI веке, а в конце XX века дом, где жил с семьёй Ишми ишан, был разобран по кирпичу на колхозные нужды.

Место, где стоял «дворец» осталось в памяти односельчан. У восточных народов есть традиция приходить помолиться к урочищу, где некогда стоял дом шейха. Так происходит и с этим уголком, ставшим местом паломничества верующих. Считается, что на этой территории Аллах ближе к молящемуся.

Трагичную судьбу уготовал Аллах семье, проживавшей в этом доме, его хозяину и самому дому. Но перенесёмся в то время, когда в доме царил покой и благоденствие.

Предлагаем Вашему вниманию воспоминания об Ишми ишане, сохранившиеся в дневниках его современника.

Молодой поэт и драматург, посетив деревню Тюнтер, зашёл в гости к своему родственнику Ишмухамет хазрату. Этим юношей был Мирхайдар Файзи. В его дневниках сохранились описание дома, его хозяина, членов его семьи и произведённого впечатления от общения с Ишми ишаном.

До трагических событий оставалось три года, но отношение к старому имаму у молодых представителей общественности было неоднозначным. Перед встречей с «врагом народа» Мирхайдар был настроен скептично и чувствовал себя не в своей тарелке, не понимая, чего ждать от этой «аудиенции».

Какова степень родства между Мирхайдаром Файзи и Ишми ишаном, – спросите Вы. Отвечаю: родной брат Мирхайдара Саетгарай Мустафович Файзуллин был женат на одной из дочерей Ишмухамета Динмухаметова.

В 1916 г. навестить тестя Мирхайдар Файзи приехал вместе с братом Саетгараем.

Первым неожиданным впечатлением для Мирхайдара стал сам дом: «Без преувеличения этот дом можно было назвать дворцом. 15 окон двухэтажного здания выходили на улицу. В доме было 20 комнат плюс помещение для слуг. Обстановка такая, что и не подумаешь, что это дом религиозного деятеля». Сыновья Ишмухамета Динмухаметова, по словам Мирхайдара, не разделяли мировоззрения отца, позволяли в его адрес ироничные высказывания, называя чаепитие, на которое были приглашены гости, «приёмом у министра». Пили чай, сидя на ковре, скрестив ноги по-турецки. Стола и стульев в комнате не было. На хазрате был зелёный чапан, а на его голове – чалма, сложенная по-бухарски. Хозяин говорил с гостями ласково, расспрашивал о родных, проживавших в Оренбургской губернии, о делах на фронте, о проблемах купечества в их краях и о новостях в культурной жизни молодёжи.

С непривычки у Мирхайдара затекли ноги. Но встать без разрешения хозяина было не дозволено. Наконец, разрешение было получено. Молодой поэт еле ковылял и удивлялся, что Саетгарай столь стоически перенес «экзекуцию» и, казалось, ничуть не страдал.

Несмотря на скепсис Мирхайдара при его первом знакомстве с Ишми ишаном, он испытал большое удивление, когда на меджелисе, собравшем имамов со всей округи, и, где Ишми ишан занимал главенствующее положение, молодому драматургу было оказано такое уважение, что его усадили по правую руку от Ишми ишана. Ишмухамет хазрат потеснил имамов, восседавших за столом, с тем, чтобы писателю были предоставлены всевозможные почести. И пусть не говорят после этих строк, что Ишми ишан был «невежественным, косным и врагом всего нового». Мирхайдар недоумевал: на его родине ему не оказывали такого почёта, как здесь за тысячу миль от тех мест, где он жил и творил. 25-летний поэт был смущён, такое внимание вынести было нелегко. А более всего поражал его сам Ишми ишан с его величественностью, просвещённостью и благородством.

Об этом можно прочитать подробнее на сайте faizy.ru в публикации «Дневник, которому 100 лет». Эта публикация стала возможной благодаря транслитерации со старотатарского, осуществлённой Раисой Шарафиевой в 2017 г.

Сайт принимает предложения по проекту по увековечиванию места, где стоял дом Ишми ишана. Возможно, это будет стелла или беседка, где можно будет посидеть и подумать о жизни, о прошлом и о будущем, да и просто помечтать, а, может быть, и помолиться.

No Comments

Комментарии