ОН УМЕР ЗА ВЕРУ

Статья посвящена скорбной дате: 100 лет со дня расстрела Ишмухамета Динмухаметова, имама из деревни Тюнтер Балтасинского района.

Сейчас стараются не вспоминать об ужасах гражданской войны столетней давности. Причиной тому, видимо, то обстоятельство, что прошло много времени, многое забылось. Кто-то боится бередить старые обиды, чтобы не возродить новую волну ожесточения в обществе, в то время, как все, как-будто примирились или, скажем, смирились.

Так почему же мы, потомки тех невинно убиенных священнослужителей, до сих пор ищем документы, приказы, по которым осуществлялись аресты и расстрелы. А их- то мы и не находим: никаких обвинений предъявлено не было. Значит, в отношении этих расстрелянных было осуществлено беззаконие. Но не только документов мы не можем найти в архивах, но и могил своих предков, т.к. не было позволено хоронить . Брошено было в придорожную канаву тело моего прадеда. И лишь под покровом ночи через два дня после расстрела жителям селения Борнак удалось похоронить Ишмухамета –хазрата по мусульманскому обряду, но могилу его скрыли от всех, чтобы её не осквернили.

А в деревне, где он служил верой и правдой в течение сорока лет, его до сих пор помнят и чтят.

Читатель может заметить с досадой, что мало ли имамов погибло в годы репрессий. Что же вспоминать только одного из них? И будет лишь частично прав. Все репрессированные священнослужители и члены их семей в двадцатые годы прошлого века достойны нашей памяти.

Ишмухамет Динмухаметов не был просто уважаемым имамом своего указа (прихода, махаллы). В татарской энциклопедии говорится, что Ишмухамет Динмухаметов являлся верховным лидером кадимизма, борцом за чистоту религии, известным и почитаемым имамом среди мусульман в регионе между Волгой и Уралом. В медресе, которую он возглавлял, стекались ученики отовсюду, даже из далёкой Оренбургской губернии. Его почитали, как шейха, как самого сведущего, самого учёного имама кадимисткого толка. Его фигура внушала чекистам опасение. К его слову прислушивались. Народ уважал его мнение и шёл за ним. Он не был воинственно настроенным религиозным фанатиком, как его любили выставлять некоторые несведущие публицисты. Как бы то ни было, он был философом, богословом, призывавшим не забывать свои корни, чтить Коран, следовать правилам Шариата. В том-то и дело, что сильная личность хазрата наводила ужас на приверженцев новой идеологии, воинствующего атеизма.  Тех, кто пришёл наводить свои порядки, пугали сила его правоты, доверие людей к нему. За рекой уже стоял Колчак. И одного слова старца было бы достаточно, чтобы народ принял сторону Белой гвардии.

Семидесятилетний Ишмухамет-хазрат представлял опасность для новой власти, но и расправиться со стариком местные чекисты не представляли себе возможным. Ни один чекист не осмелился взять на себя роль палача святого человека. Для этой роли пришлось снарядить человека из Казани. Вместе с Ишмухаметом Динмухаметовым были расстреляны ещё пятнадцать священнослужителей окрестных мечетей и церквей. Но только относительно Ишми Ишана (так его называли в народе) было отдано распоряжение не хоронить его, чтобы не сделать его могилу местом поклонения и паломничества мусульман России.

Сам момент казни Ишми-Ишана  окружил его личность героическим ореолом, легенды  о его смерти передаются из поколения в поколение. Рассказывают, что когда чекист, приводящий приказ в исполнение, потребовал, чтобы старик бросил Коран на землю, тот только сильнее прижал его к груди и со словами молитвы принял смерть.Эта жертва считается первой из числа тысяч  других, т.к. случилось это в 1919 г.

8 мая 2019 г. в деревне Тюнтер состоится богослужение в мечети им. Ишмухамета хазрата. Посвящена она будет скорбной дате расстрела Ишмухамета Динмухаметова.

Помнить о таких людях, как Ишмухамет Динмухаметов – дело нашей национальной гордости, а объективно и честно рассказывать о них – вопрос нашего гражданского достоинства.

No Comments

Комментарии