КТО НАЗВАЛ ИШМИ-ИШАНА «ДОНОСЧИКОМ»?

Страницы из книги Фарука Накипова «Тарих һәм чынбарлык»

Одному Аллаху известно, с какой благодарностью я читала статью Фарука Накипова «Кто приклеил Ишми-Ишану ярлык доносчика». Настолько грамотно и логично Фарук Накипович раскрыл всю безосновательность и нелепость обвинений в адрес моего прадеда!

Хотя у меня и не было никаких сомнений в порядочности Ишмухамет хазрата, после прочтения этой статьи, я обрела убедительные доводы в его защиту. Я очень рада возможности представить эти доводы всем, кто интересуется вопросами татарской истории столетней давности.

Фарук абый серьёзно занимался вопросами реабилитации Ишмухамета Динмухаметова, который являлся его дедом. Много времени Фарук абый посвятил поискам и изучению документов, проливающих свет на тёмную историю, порочащую доброе имя нашего общего предка.

Статья «Ишмөхәммәт хәзрәткә «доносчы» тамгасын кем таккан?» была опубликована в 1998 г в газете «Хезмәт», которая выходит в Балтасях. К счастью, в Балтасинском районе Ишмухамет хазрата и сейчас поминают добрым словом. Но, кто за пределами района мог прочитать эту статью? Не мешало бы разъяснить тем, кто по-прежнему уверен в порочности священнослужителя из Тюнтер то, что для нас уже давно является очевидным.

Доводы, которые приводит Фарук Накипов в своей статье, подтверждены документально и основываются на исключительном знании исторических реалий вековой давности.

Статья приводится без перевода на русский язык, дабы не допустить смысловой ошибки и не исказить достоверности излагаемого материала.

Все, кто до сих пор бросают неподтверждённые обвинения в адрес Ишмухамета Динмухаметова должны ознакомиться с доводами в пользу человека, который считался «безусловным идейным лидером ортодоксального духовенства», горячим борцом «против ускоренной европеизации татар»

В статье Вы прочтёте о том, о чём предостерегал Ишми-Ишан своих соотечественников, и насколько эти предостережения сбылись.

Ни для кого не секрет, что Ишми-Ишан выступал против влияния российского правительства на мусульманское образование. Парадоксально было бы считать, что его услугами могла воспользоваться «царская охранка», взяв его «под своё крыло». Охранке легче было сделать своим агентом любого из джадидистов. Причём, завербованного агента надо скрывать от народа, а его для чего-то вызвали свидетелем на суд в медресе «Буби». Всем известно, что это было сделано, чтобы его очернить. Где логика? Могла ли «царская охранка» очернить своего «агента»?

Трудно представить себе иную цель царского правительства, как ни «посорить между собой мусульман».

«Земства не должны вмешиваться в работу медресе и мечетей, —  говорил Ишми-Ишан. Он не был против преподавания естественных наук. Вопрос стоял, как преподавать: «по руководству русских миссионеров, по переведённым учебникам или сохраняя наше богатство, идя по пути ислама»?

Сбылись опасения Ишмухамет хазрата. К сожалению, не все те татары, которые интересуются историей своего народа, смогут прочесть статью Фарука Накипова на татарском языке. Что ж, я могу только пожалеть, что так случилось. Видимо, пора задуматься, к чему приведёт потеря нами родного языка. Не к полному ли забвению нашей истории? Вспомните историю со старо татарской письменностью. Мы уже сегодня не можем прочесть документы, свидетельствующие о событиях прошлых лет. Что же будет, когда мы совсем забудем наш родной язык? Признайте же теперь, что мой прадед, как в воду смотрел поэтому и по другим поводам, приведённым в статье Фарука Накипова.

No Comments

Комментарии